Рисование помогает ребенку выразить свое отношение к миру.

 

Малыш учится передавать свои эмоции с помощью разных цветов, линий и форм. Добиваясь пусть и небольших, но все-таки результатов, кроха становится более уверенным в своих силах, а то, что взрослые положительно оценивают эти результаты, дает малышу чувство значимости и ценности.

Существует специальная наука-изотерапия (лечение рисованием). Рисуя, мы переносим все, что нас волнует, наши чувства и мысли, на бумагу. И тем самым  освобождаемся от тревоги или другого чувства, которое нас беспокоило, успокаиваемся. Нет детей, которые бы не любили рисовать. Есть дети, которые разлюбили краски. Причины кроятся в том, что взрослые усаживают малыша перед листом бумаги и уходят, забывая о том, что ребенку нужен не зритель, а человек сопереживающий.

Занятия рисованием можно проводить с детьми, уже начиная с года. У детей, рано начавших рисовать, в дальнейшем отсутствует «боязнь белого листа бумаги». При действии кисточкой и красками работают пальцы - развивается мелкая моторика рук, а значит, улучшается развитие речи.

Занятия живописью хороши еще и тем, что дают большой простор фантазии маленького ребенка. Если малыш рано начал рисовать, то уже к трем - четырем годам он может выражать свое видение окружающего мира, свое понимание и отношение к жизни, к себе самому. Способы этого выражения «размножаются» по мере роста и развития ребенка, и занятия живописью очень способствуют этому. Такой ребенок не будет бояться выражать свои мысли и чувства словами.

Дети рисуют то, что для них важно. Число методов, облегчающих детям выражение их чувств, при использовании рисования, бесконечно.

Какие техники рисования можно использовать?

Живопись пальцевая. Изображения создаются без помощи специальных инструментов (кисточки, стеки и т.д.), одними пальцами. Для этого обмакивают каждый пальчик руки ребенка в свой цвет (в жидкую гуашь или смоченную водой акварель) и рисуют на бумаге, проводя различные линии, или делая точки, мазки с помощью отпечатков кончиков пальцев, фаланг, ладоней. Данный прием активно используется в артпедагогике и арттерапии, так как позволяет снять у детей страх перед совершением ошибки и неудачей. Обычно интегрированные занятия подобного рода проводятся сразу двумя педагогами: воспитателем и педагогом-психологом. Возможен и другой способ пальцевой живописи. При этом пластилиновые колбаски накладывают на карандашный рисунок и, если необходимо, размазывают пластилин по поверхности. Можно сделать коллаж из пластилина, если добавить в изображение бусины, камешки и прочий мелкий материал. «Пластилиновое рисование» используется тогда, когда необходимо отвлечь детей от грустных мыслей, депрессии. Оно дает возможность в социально приемлемой форме «выплеснуть» агрессивные эмоции, сплющивая и размазывая пластилин по картону.

 Печатание – техника изображения с помощью печатей. Настоящий лист дерева, растения намазывают краской и отпечатывают на бумаге. Так создаются декоративные композиции.

Отпечатывание – нетрадиционная техника изображения с помощью отпечатков. В отличие от техники печатания, она не дает возможности создавать стереотипные изображения, штампы. Для этого на любую поверхность наносят цветовое пятно, затем накладывают чистый лист бумаги. Получается отпечаток. Подрисовывая детали, ребенок придает ему определенный образ. Можно использовать отпечатки тюля, мешковины, на кусках бумаги, даже газетной с наложенными на ней трафаретами. Интересными являются изображения, созданные с помощью окрашенной нити. Для этого шерстяную или любую толстую нить намазывают краской или тушью, кладут между сложенными пополам листами, прижимают и вытягивают нитку за кончик. Лист раскрывают и дорисовывают к отпечаткам какие-либо элементы, создавая сказочные образы. Данная техника позволяет решать задачи развития образной и связной речи, совершенствуя умения и навыки творческого рассказывания.

Рисование кусочками поролона. Во время рисования можно сначала смочить поролоном с водой лист бумаги – тогда изображения получаться таинственными, расплывчатыми, с мягкими очертаниями. В акварели перед началом «живописи по сырому» бумагу равномерно смачивают водой. Когда вода впитается в бумагу и немного просохнет (через 2—3 минуты), тогда начинают писать. Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Так можно добиться мягкости в передаче очертаний предметов, воздушности и пространственности изображения.

Рисование мылом. Для этого с помощью кусочка мыла дети наносят контурное изображение (как во время рисования простым карандашом). Затем сверху широкой кисточкой или губкой, кусочком поролона наносят краску (краски). При этом  нужо следить, чтобы ребенок не прижимал сильно кисточку к изображению, иначе след от мыла исчезнет. Можно создавать рисунки, выложив пену из мыльных пузырей на бумагу, и аккуратно окрашивая отдельные пузыри с помощью кисточки в разные цвета. Когда пузыри лопнут, то дети обнаружат на бумаге невероятные, сказочные изображения, которые можно дорисовать фломастерами, когда они высохнут.

Рисование щеткой. Рисование осуществляется через постукивание щеткой или пробкой по намазанному краской листу. Можно сочетать с техникой набрызга. Для этого на бумагу кладут трафареты, смачивают в краске зубную щетку и, проводя ее по карандашу, направляют цветные брызги на бумагу.

Рисование свечой. Тупым концом свечи на рисунок наносятся линии и штрихи. Капли с горящей свечи становятся пятнами и точками. При этом получается «Волшебный рисунок», которого сначала не видно, но стоит нанести на него тушь, чернила или краску, как он проступает на цветном фоне.

Коллаж (фр. collag - приклеивание, наклейка) – прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Для создания коллажа можно использовать любой материал (коробки, нитки, шпагат, вату, поролон и др.)

© 2024 «Сланцевский СРЦН «Мечта»