Сказка – это наиболее понятный

для ребёнка способ передачи и получения информации

 

При чтении сказки ребенку 4-5 лет, родителям необходимо соблюдать следующие условия:

1). Читая сказку, необходимо внимательно смотреть за тем, как ребенок слушает. Если беспокойный обычно ребенок замер - это говорит об актуальности темы сказки. Если спокойный ребенок начинает вертеться -значит, либо тема абсолютно незначимая, либо сказка по форме трудна для понимания. Может еще быть третий вариант – тема «болезненная» настолько, что даже упоминание о ней совершенно в ином контексте приводит к отторжению. Однако здесь за невниманием ребенка легко разглядеть внутреннее напряжение, связанное с любыми разговорами на данную тему.

2). Вне зависимости от активности ребенка во время чтения, закончив, необходимо обсудить сказку. Для каждой сказки вопросы составляются индивидуально. Основные вопросы могут быть следующими:

• Как ты думаешь, о чем (про что, про кого) эта сказка?

• Кто из героев тебе больше всего понравился (не понравился?

• Как ты думаешь, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?

• Придумай, что было бы, если бы главный герой не сделал того-то поступка?

• Как ты думаешь, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие герои, что это была бы за сказка?

• Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?

Следует соблюдать два основных правила:

- ребенок должен иметь возможность сказать все, что он думает. Это значит, что не оценивается ни единого слова из того, что он говорит. Вообще не стоит употреблять выражения «правильно», «неправильно», «верно», «неверно», а говорить только «мне кажется», «на его месте я бы. » и т. п. Ребенок должен четко знать, что ни одно из его высказываний не будет подлежать осуждению.

- подталкивая ребенка на обсуждение истории, высказывая свое мнение, нужно по возможности отдавать «бразды правления» в этом разговоре ребенку. Слушать его. Лучше всего если он будет сам задавать вам вопросы, а вы будете искренне на них отвечать. Но, не стоит затягивать обсуждение.

Если ребенок устал - это значит, что длительная эмоциональная активность такого рода для него сложна или сама тема отбирает очень много сил. Поэтому лучше вернуться к обсуждению через день, чем сформировать у ребенка отвращение к подобным занятиям.

3). Если ребенок не хочет ничего говорить, - не следует его заставлять.

4). После обсуждения нужно попросить ребенка нарисовать рисунок, иллюстрирующий эту сказку. Рисование является важным закрепляющим фактором, а также при необходимости расслабляет и успокаивает ребенка, снимая напряжение, вызванное обсуждением проблемы.

С помощью сказки можно скоректировать поведение ребенка, чему-то научить, избавить от страхов и переживаний, показать, как вести себя в той или иной жизненной ситуации. 

Согласно причинам, вызывающим тревожность у ребенка, осуществляется подбор соответствующей сказки. Например:

Переживания, основанные на проблеме взаимоотношений с родителями:

«О Зайчике, который обиделся на свою маму».

«Девочка Надя и Баба Яга»

«Большие часы и часы маленькие»

«Сердце матери».

Переживания, основанные на проблеме взаимоотношений со сверстниками:

«Маленький медвежонок».

«Задира».

«Друзья».

Тревожность, боязливость, трудности в осознании своих поступков и их контроля:

«Ежонок».

Трудности осознания своих переживаний:

«Пещера моей души».

Заниженная самооценка. Неуверенность в себе:

«Сказка о маленьком Чике».

«Случай в лесу».

Проблемы, связанные с бытовыми ситуациями. Нежелание выполнять что-либо в одиночестве:

«Как Андрюшка сон искал»

«Как Егорка одевался»

«Как Илюша животик кормил»

«Мишка и порядок»

/тексты сказок общедоступны в интернете/

 

© 2024 «Сланцевский СРЦН «Мечта»