Информация о проекте «Мир чувств и удивительных открытий»
Инновационный социальный проект «Мир чувств и удивительных открытий», разработанный специалистами нашего учреждения, победил во всероссийском конкурсе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и получил финансовую поддержку Фонда в рамках программы «Право быть равным».
Данный проект реализовывался с апреля 2020 по сентябрь 2021 года и был нацелен на внедрение новых эффективных профессиональных подходов в развивающий уход за детьми-инвалидами с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития - это дети-инвалиды, имеющие комплексные нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы, включая расстройства аутистического спектра и другие. Из-за сложных дефектов развития таким детям особенно тяжело социализироваться. Круг общения у них обычно очень узок. Часто ребенок-инвалид вынужден находиться в обедненной среде, в которой он не получает достаточное количество зрительных, слуховых, тактильных или других стимулов, необходимых для формирования у него адекватных представлений об окружающем мире. Если окружающая среда останется для ребенка непонятной, непредсказуемой, неосвоенной, то он окажется совершенно беспомощным перед множеством трудностей, с которыми в дальнейшем столкнется в своей повседневной взрослой жизни. Вот почему принципиальное значение в работе с детьми-инвалидами с тяжелыми и множественными нарушения развития приобретает проблема внедрения таких технологий, которые бы способствовали более качественному вовлечению «особого» ребенка в окружающую действительность.
Реализация Проекта «Мир чувств и удивительных открытий» позволила создать особые условия для повышения возможностей для социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Запланированные в проекте мероприятия способствали формированию у детей-инвалидов основных жизненных компетенций и собственной активности. Технологии и практики педагогической и реабилитационной деятельности, внедряемые специалистами, позволяют вести реабилитацию и абилитацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития сразу в нескольких направлениях жизненно важной деятельности. Например, стали применяться такие методики, как терапия повседневными занятиями, использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации (карточки, жесты, технические средства), применение сенсорно-интегративных подходов в занятиях, включение разнообразных видов игровой терапии, предметно-практической деятельности, мнемотехник и т.д.
Большая роль отводится использованию на занятиях полифункционального оборудования сенсорной комнаты. Современные исследования показывают, что значительная часть трудностей, возникающих в социализации детей с тяжелыми и множественными нарушения развития, связана с нарушениями в развитии их сенсорных функций. Созданное в рамках проекта новое сенсорное пространство оснащено современным оборудованием по стимуляции ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.); снятию мышечного и психоэмоционального напряжения; развитию двигательных функций; формированию коммуникативных умений, развитию игровых и бытовых навыков детей.
Установлен диагностический комплекс, акустические и световые релаксационное приборы, корректирующие устройства, игровые дидактические пособия, вспомогательные приспособления для самообслуживания, дополнительные средства коммуникации, в т.ч. аппаратно- програмный комплекс для детей с ОПА (ДЦП), оборудование удовлетворяющее потребности ребенка с ТМНР в удобстве, в движении ( опоры для сидения, стоянии и ходьбы, тренажер Гросса и др.). Данная среда оказывает коррекционно-развивающие действие, стимулирует познавательный интерес к окружающему, внимание детей к предметному окружению.
Полифункциональное сенсорное пространство состоит из нескольких блоков. В первом из них установлены приборы, направленные на релаксацию (светодиодные светильники, изделия из фиберотического волокна и др.). Здесь проводятся терапевтические сеансы с приглушенным светом и спокойной расслабляющей музыкой, а также занятия, с использованием нетрадиционных и здоровьесберегающих технологий (пескотерапия, элементы психогимнастики, музыкотерапия и другие), направленные на формирование всех видов восприятия, снятие психо- эмоционального напряжения, снижение агрессивных проявлений
Второй блок наполнен разнообразными стимулами для исследования ребенком окружающего пространства (сенсорные панели, тактильные стенды, интерактивное оборудование и т.д.) Внимание детей привлекают приборы со звуковыми и световыми эффектами, игрушки, предметы и материалы, которые вызывают желание «потрогать», «захватить », « пересыпать », произвести другие активные действия. Подобные занятия - это один из методов комплексного развития, в частности, развития мелкой моторики и координации движений, сенсорики и познавательных процессов. В общении педагога с ребенком решается задача оказания помощи в исследовании мира и в соединении с ним. Особое внимание уделено тому, чтобы исключить отрицательное воздействие внешних раздражителей на эмоциональное состояние ребенка.
Третий блок расположен в зале ЛФК и оснащен специальным оборудованием для детей с ТМНР, направленным на стимулирование двигательной активности, так необходимой для полноценного развития моторики. Использование особых тренажеров для детей с ДЦП способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, дает возможность такому ребенку посмотреть на окружающее под другим углом зрения.
Целевая группа проекта состояла из 40 разновозрастных детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (от 3 до 17 лет), а также их родителей. Группа была сформирована по результатам анкетирования родителей детей-инвалидов. В нее вошли дети с комплексными нарушениями развития, в том числе страдающие ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, речи. Для каждого ребенка была разработана индивидуальная программа, согласно которой он посещал отделение дневного пребывания для детей-инвалидов сроком от 3 до 6 месяцев. Регулярность посещения ребенком отделения определялась индивидуально (2-3 раза в неделю, либо ежедневно). Время нахождения в учреждении для каждого ребенка также определялось индивидуально ( от 30 минут до 3 часов).
Первичные диагностические процедуры помогли специалистам в ориентировании в актуальных проблемах ребенка, определении той сферы развития ребенка, на которую направится основное стимулирующее действие. На основании этого были составлены программы индивидуальных занятий, исходящие из особенностей развития, адаптации каждого ребенка - участника целевой группы. Занятия строились на основе понятного и интересного материала для каждого ребенка с учетом его возможностей (наличие сохранных функций). Независимо от тяжести нарушений ребенок смог принимать участие в подгрупповых занятиях (2-4 человека). Они позволяют ему получить непосредственную обратную связь от сверстников, запустить механизмы подражания и саморегуляции.
Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья - это очень сложный и многогранный процесс, который требует высокой профессиональной подготовки. Все специалисты, участвующие в проекте (педагог-психолог, учитель- дефектолог, логопед, воспитатель, инструктор по труду, инструктор по ЛФК и АФК) имеют необходимые компетенции и дополнительно прошли обучение по программам повышения квалификации.
Для успешной интеграции ребенка-инвалида с тяжелыми множественными нарушениями развития в современный социум, необходимо тесное взаимодействие с медицинскими, образовательными организациями и конечно, и конечно с семьей.
Специалистами разработана программа регулярных встреч в консультационной школе для родителей, организуются разнообразные социокультурные семейные мероприятия. Таким образом, решается задача по развитию детско-родительских отношений.
Вся работа по проекту строилась в профессиональном сотрудничестве с областными и городскими структурами, заинтересованными в эффективной реабилитации детей-инвалидов. Это комитет соцзащиты правительства Ленинградской области, администрация и Совет депутатов Сланцевского муниципального района, Сланцевская детская поликлиника, Сланцевская специальная коррекционная школа - интернат, другие образовательные учреждения, а также учреждения культуры города Сланцы, общественные организации Сланцевского района, волонтеры.
Показателем успешности Проекта "Мир чувств и удивительных открытий" являются те позитивные изменения, которые произошли в повседневной жизни участников целевой группы. Они касаются не только появления у детей определенных умений и навыков, но и повышения вовлеченности детей в различные виды деятельности, повышения заинтересованности взрослых членов семьи в создании развивающих условий для ребенка в доме.
В настоящее время проект продолжает свое развитие. В работе с детьми с ТМНР применяются методики и новые технологии, апробированные в проекте, проводится работа по обучению приемам развивающего ухода родителей, эффективно используются новые виды оборудования, распространяется опыт, полученный в ходе реализации проекта.
Документы по теме:
:: сборник Опыт работы по проекту (6Мб)
:: итоговая брошюра (2Мб)