Информация о проекте «Мир чувств и удивительных открытий»

Инновационный  социальный проект «Мир чувств и удивительных открытий», разработанный  специалистами нашего учреждения, победил во всероссийском конкурсе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и получил  финансовую поддержку Фонда в рамках программы «Право быть равным».

Данный проект реализовывался с апреля 2020 по сентябрь 2021 года и был нацелен  на внедрение новых эффективных профессиональных подходов в развивающий уход за детьми-инвалидами с тяжелыми множественными нарушениями развития. 

Дети с  тяжелыми множественными нарушениями развития - это дети-инвалиды, имеющие комплексные нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы, включая расстройства аутистического спектра и другие. Из-за сложных дефектов развития таким детям  особенно тяжело  социализироваться. Круг общения у них обычно очень  узок. Часто ребенок-инвалид вынужден находиться в обедненной среде, в которой он не получает достаточное количество зрительных, слуховых, тактильных или других стимулов, необходимых для формирования у него адекватных представлений об окружающем мире. Если окружающая среда останется для ребенка непонятной, непредсказуемой, неосвоенной, то он окажется совершенно беспомощным перед множеством трудностей, с которыми в дальнейшем столкнется в своей повседневной взрослой жизни. Вот почему принципиальное значение в работе с детьми-инвалидами с тяжелыми и множественными нарушения развития приобретает проблема внедрения таких технологий, которые бы способствовали более качественному вовлечению «особого» ребенка в окружающую действительность.

Реализация Проекта «Мир чувств и удивительных открытий» позволила создать особые условия для повышения возможностей для социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Запланированные в проекте мероприятия способствали формированию у детей-инвалидов  основных жизненных компетенций и собственной активности.  Технологии и практики педагогической и реабилитационной деятельности, внедряемые специалистами, позволяют вести реабилитацию и абилитацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития сразу  в нескольких направлениях жизненно важной деятельности.  Например, стали применяться такие методики, как терапия повседневными занятиями, использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации (карточки, жесты, технические средства), применение сенсорно-интегративных подходов в занятиях, включение разнообразных видов игровой терапии, предметно-практической деятельности, мнемотехник и т.д.

Большая роль отводится использованию на занятиях  полифункционального оборудования сенсорной комнаты. Современные исследования показывают, что значительная часть трудностей, возникающих в социализации детей с тяжелыми и множественными нарушения развития, связана  с нарушениями в развитии их сенсорных функций. Созданное в рамках проекта новое сенсорное пространство оснащено  современным оборудованием по стимуляции ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.); снятию мышечного и психоэмоционального напряжения; развитию двигательных функций; формированию коммуникативных умений, развитию игровых и бытовых навыков детей.

Установлен диагностический комплекс, акустические и световые релаксационное приборы, корректирующие устройства, игровые дидактические пособия, вспомогательные приспособления для самообслуживания, дополнительные средства коммуникации, в т.ч. аппаратно- програмный комплекс для детей с ОПА (ДЦП), оборудование удовлетворяющее потребности ребенка с ТМНР в удобстве, в движении ( опоры для сидения, стоянии и ходьбы, тренажер Гросса и др.). Данная среда оказывает коррекционно-развивающие действие, стимулирует позна­вательный интерес к окружающему, внимание детей к предметному окружению.

Полифункциональное сенсорное пространство состоит из нескольких блоков. В первом из них установлены приборы, направленные на релаксацию (светодиодные светильники, изделия из фиберотического волокна и др.). Здесь проводятся терапевтические сеансы с приглушенным светом и спокойной расслабляющей музыкой, а также занятия, с использованием нетрадиционных и здоровьесберегающих технологий (пескотерапия, элементы психогимнастики, музыкотерапия и другие), направленные на   формирование всех  видов  восприятия, снятие психо- эмоционального напряжения, снижение  агрессивных  проявлений

Второй блок наполнен разнообразными стимулами для исследования ребенком окружающего пространства (сенсорные панели, тактильные стенды, интерактивное оборудование и т.д.) Внимание детей привлекают  приборы со звуковыми и световыми эффектами, игрушки, предметы и материалы, которые вызывают желание «потрогать», «захва­тить », « пересыпать », произвести другие активные действия. Подобные занятия - это один из методов комплексного развития, в частности, развития мелкой моторики и координации движений, сенсорики и познавательных процессов.  В общении педагога с ребенком решается задача оказания помощи в исследовании мира и в соединении с ним. Особое внимание  уделено тому,  чтобы исключить отрицательное воздействие внешних раздражителей на эмоциональное состояние ре­бенка.

Третий блок расположен в зале ЛФК и оснащен специальным оборудованием для детей с ТМНР, направленным на стимулирование двигательной активности, так необходимой для полноценного развития моторики. Использование особых тренажеров для детей с ДЦП  способствует укре­плению опорно-двигательного аппарата, дает возможность такому ребенку посмотреть на окружающее под другим углом зрения.

Целевая группа проекта состояла из 40 разновозрастных детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (от 3 до 17 лет), а также их родителей. Группа была сформирована по результатам  анкетирования родителей детей-инвалидов. В нее вошли дети с комплексными нарушениями развития, в том числе страдающие ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, речи. Для каждого ребенка была разработана индивидуальная программа, согласно которой он  посещал отделение дневного пребывания для детей-инвалидов сроком от 3 до 6 месяцев. Регулярность посещения ребенком отделения определялась индивидуально (2-3 раза в неделю, либо ежедневно). Время нахождения  в учреждении для каждого ребенка также определялось индивидуально ( от 30 минут до 3 часов).

Первичные диагностические процедуры помогли специалистам в ориентировании в актуальных проблемах ребенка, определении той сферы развития ребенка, на которую направится основное стимулирующее действие. На основании этого были составлены программы индивидуальных занятий, исходящие из особенностей развития, адаптации каждого ребенка - участника целевой группы. Занятия строились на основе понятного и интересного материала для каждого ребенка с учетом его возможностей (наличие сохранных функций). Независимо от тяжести нарушений ребенок смог принимать участие в подгрупповых занятиях (2-4 человека). Они позволяют ему получить непосредственную обратную связь от сверстников, запустить механизмы подражания и саморегуляции. 

Социальная  реабилитация  детей  с  ограниченными  возможностями здоровья -  это  очень  сложный  и  многогранный  процесс,  который  требует  высокой профессиональной  подготовки. Все специалисты, участвующие в проекте (педагог-психолог, учитель- дефектолог, логопед, воспитатель, инструктор по труду, инструктор по ЛФК и АФК)   имеют необходимые компетенции и дополнительно прошли обучение по программам повышения квалификации.

Для  успешной  интеграции   ребенка-инвалида с тяжелыми множественными нарушениями развития  в  современный  социум,  необходимо  тесное взаимодействие  с медицинскими, образовательными организациями и конечно, и конечно с семьей.

Специалистами  разработана программа регулярных встреч в консультационной школе для родителей, организуются разнообразные социокультурные семейные мероприятия. Таким образом, решается задача по развитию детско-родительских отношений.

Вся работа по проекту строилась в профессиональном сотрудничестве с областными и городскими структурами, заинтересованными в эффективной реабилитации детей-инвалидов. Это комитет соцзащиты правительства Ленинградской области, администрация и Совет депутатов Сланцевского муниципального района, Сланцевская детская поликлиника, Сланцевская специальная коррекционная школа - интернат,  другие образовательные учреждения, а также учреждения культуры города Сланцы, общественные организации Сланцевского района, волонтеры.

Показателем успешности Проекта "Мир чувств и удивительных открытий" являются те позитивные изменения, которые произошли в повседневной жизни участников целевой группы. Они касаются не только появления у детей определенных умений и навыков, но и повышения вовлеченности детей в различные виды деятельности, повышения заинтересованности взрослых членов семьи в создании развивающих условий для ребенка в доме.

В настоящее время проект продолжает свое развитие. В работе с детьми с ТМНР применяются методики и новые технологии, апробированные в проекте, проводится работа по обучению приемам развивающего ухода родителей, эффективно используются новые виды оборудования, распространяется опыт, полученный в ходе реализации проекта.

 

 

 

 



Документы по теме:
::  сборник Опыт работы по проекту (6Мб)
::  итоговая брошюра (2Мб)

© 2024 «Сланцевский СРЦН «Мечта»